понедельник, 20 сентября 2010 г.

Это такое свойство текста.

"Это такое свойство текста. Его не удается прочесть большинству читающих. Ну, просто свойство. Некоторые тексты прочитывает 99%, другие - никто. Когда-то я поставил опыт. Взял "Одиссею капитана Блада" - книгу интересную и не сказать что очень сложную. Книга была дана испытуемым, которые ее не читали и о ней не слышали. Книга дана на счетное число часов - от 6 до 12, в разных случаях. Потом книгу следовало пересказать - как смогут, сюжет. При желании можно вдаваться в лирику и сантименты, а можно просто - кто кого убил и кто за кем гонялся.

По результатам составлен (отчет?) ...скажем, доля следования в рассказах исходному сюжету.
Это была феерия. Имена были искажены мало, так что догадаться, о чем речь, можно. Но какие были повороты! Что там делал капитан Блад и что делали с ним! Иногда я мог поймать, откуда содран сюжет рассказываемого - то есть человек знал некий сюжет и читал так, что ему казалось, что и данная книга по этому сюжету. Иногда это было определенно что-то свое. Некоторые сюжетные узлы романа Сабатини были устойчивы к перевиранию, их запоминали хорошо, другие - плавали как топор, одни герои сохраняли свои функции в сюжете устойчиво, другие потрясающе менялись - так что никогда бы не узнать. В общем, я обрел сильный опыт того, что книгу творит, конечно, читатель - автор так, рядом проходил и дал намек, что тут можно порезвиться. В качестве добивающих дополнений - опыты ставились с людьми обоего полу старше 20 лет с высшим образованием, люди искренне полагали, что пересказывают сюжет в спешке прочитанного приключенческого романа, ни один не считал, что он придумывает, и обижался, если ему говорилось, что в книге - не так. Нет, именно так все и было, я точно помню, почти дословно - таков был общий глас".


Такое вот интересное

2 комментария:

TANK комментирует...

зАБАВНО;))

обс комментирует...

Да мне вот тоже показалось :) я по работе часто сталкивалась с такоой особенностью восприятия, думала - может у нас просто контингент специфический, ан нет, выходит, это общечеловеческое.