четверг, 16 апреля 2009 г.

Смерть

Столкновение со смертью - это все время что-то, что невозможно осмыслить толком. Даже если умер кто-то, кого ты и знать не знаешь, и отношения он к тебе не имеет. Все равно накатывает. Сильно-то накрыть не успевает, потому что видеть и слышать смерть совершенно не хочется, и если у тебя есть выбор, то поскорее захлопываешь дверь, чтобы из тех сфер просочилось в твой мир как можно меньше.
Но дверь же не всегда закроешь, правда... Когда умирают родственики, близкие в эти двери приходится входить.
Я помню своего прадеда с отцовской стороны - буквально одним и очень смутным моментом - а смерти его не помню вообще. Прабабушку помню больше и лучше, но момента, когда она умерла восстановить не могу.
Дед мой по отцу умер, когда я была ребенком, но уже в осмысленном возрасте. Помню день похорон, меня оставили дома, естественно, с теми, кто готовил поминки. Мне понравилась каша с изюмом, и я еще удивлялась, что такое вкусное готовят так редко. Потом, когда уже по всей большой комнате были расставлены столы, занимавшие все пространство, меня отправили в спальню с книжкой. Ничего плохого про этот день вспомнить не могу.
Дед со стороны мамы умер далеко, в другом городе. Такие вещи знаешь, но не чувствуешь.
Получается, что концентрация смерти в жизни так велика... Это же только прямые родственники, а сколько двоюродных, троюродных... При этом я помню смерти, знаю о них, но не помню горя, которое с ними связано.
Может и правда, как говорил кто-то, вроде бы Сократ, "Когда ты жив, смети еще нет. Когда ты умер - ее уже не будет". Может по-этому и думать о ней смысла нет, если для тебя она как бы и не существует...
А ее и почувствовать можно, только если ты вроде и умер, но не полностью, когда ты осознаешь, что больше нет какой-то части тебя. Вот когда умер кто-то из тех, кто тебе был необходим, чувствуешь, что в тебе самом образовалась дыра, где-то внутри. Пока-то это опустевшее чье-то место зарастет, затянется, а до тех пор - ты вроде и не целый, не свой, не ты.

4 комментария:

Alla Anokhina комментирует...

Ань.
Я соболезную.
Не люблю и не умею говорить в таких случаях. Но два дня назад вспомнила свою бабушку. Как она мучилась в больнице, как плакала и рассказывала ночами про свою нелёгкую жизнь. И как я иногда прикрикивала на неё, уже лежачую, за капризы. И мне вдруг стало совершенно невыносимо, пронзительно жалко её, беспомощную и беззащитную, немощную и неповинную в этом. Захотелось обнять, утешить, убаюкать, защитить...
Ну, прости...

обс комментирует...

ага, да я сама не знаю, что сказать :/

A комментирует...

Эти дыры не зарастают, просто время сглаживает... Забывать нельзя, это люди, это часть нашей жизни.

anima комментирует...

И не забываются... А еще возникает чувство, что щит, который перед тобой, все тоньше и тоньше