понедельник, 5 декабря 2011 г.

Уголок лингвиста в изгнании: опять непереводимое.

А вот мне душно надо было поискать сначала текст, а потом и перевод песни Yamore (ну там ниже все видели).
Сразу отметаю инсинуации про то, что музыка и клип все объясняют, они естественно объясняют, но я люблю, чтоб в песне - текст. Вот.
Текст найти не проблема, идем дальше.
Ну изначально я предположила, что Цезария Эвора поет на португальском, плюс рефрен, в котором встречается не менее четырех языков (кроме известных мне пяти слов на трех языках там еще пять слов, кто может поручиться, что они все - на одном). Итого - минимум пять языков. Неслабая задачка, да?
Не, если бы я из этих минимум пяти знала минимум два, а не один, из коего на всю песню одно слово и есть, я бы сама попробовала. Но текст героически прочитала пару раз. Потом забила целиком во встроенный гуглопереводчик. Потом пробила перевод со всех языков, про которые знала, что они там есть, потом удивилась, что с португальского такой кривой перевод, потом выяснила, что у нее все-таки креольский диалект португальского, и тогда понятно, почему перевод кривой, потом переводчик предположил, что неизвестная науке часть песни - на суахили, потом предположение не подтвердилось.
Потом я поскладывала переведенные слова на известных языках между собой, очевидную ересь повыкидывала, потом включила лингвистическое чутье и еще раз мужественно перечитала исходник.
Потом предположила, что скорее всего он и она каждый на своем поют примерно одно и то же, и в целом картина мне стала ясна. Потом я решила поискать готовые переводы. На русский, естественно, перевода нет, но есть одна попытка перевода на английский. Прочитала ее, поняла, что человек как технически, так и логически, очевидно, шел тем же путем, и в конце концов взял за основу более-менее ясную креоло-португальскую часть.
На том и истекли 10 минут, которые я планировала на это потратить, растянувшиеся, правда, на полчаса. На том я и спать пошла...
Не скажу, что найденная информация существенно изменила восприятие песни, бгггг, но мне полегчало.

Комментариев нет: