среда, 21 октября 2009 г.

Библиофилия

Я наконец додумала мысль про систематическое чтение.
Вот как люди начинают читать систематически, зная точно и наперед, какую книгу они прочитать должны обязательно, а какую - может быть, а какую - совсем не. Опираясь на взвешенные чужие мнения, авторитетные, экспертные.
Это же все откуда-то берется.
(А у меня авторитетов нету и критериями служат только пара-тройка вещей.
- я хочу прочитать то, что прочитал кто-то еще, это из разряда стремления к невозможному, приобщения к чужому сознанию. Ну либо, что проще - вот, говорят, хорошая книжка. Если веришь человеку - отчего бы и не отозваться на рекомендацию.
- вдруг ни с того ни с сего упал взгляд на фамилию/название/рецензию.
- уже читала автора и хочу еще).
А берется (бралось) (у других), наверное, из привычки далекой, зародившейся еще в те годы, обсуждать прочитанное. Ведь было же такое понятие, что существуют книги, которые человек образованный, человек "в теме", человек "прогрессивно мыслящий" (ну как там еще?) просто обязан прочитать. А иначе другим таким же людям не о чем таки будет с ним поговорить. Ну там классика в этом списке, или свежие, только выходившие книги на злобу дня, от авторов, мысливших столь же прогессивно, разоблачительные, новые, шокирующие...
А в моей среде книги обсуждать было не принято. Кто и что из моих друзей (ровесников) в школе читал я просто об этом не знаю. (Не, был один прецедент, но это отдельная история). И в институте. Мы почему-то про книги не говорили. (Ну, другие темки были в то время, а как :)). Но на уровне института это уже и поздно было, вообще-то, интересы и привычки в чтении сформировались давно.
И среди родителей не принято было чтением руководить моим. Стоит в доме библиотека на стеллажах и полках, в шкафах и в кладовке. Роешься в ней, ищешь и находишь. Не уверена даже, что родители знали, что я читаю. Хотя, может и знали, конечно, совали нос время от времени в то, что там ребенок опять надыбал.
Ну и плюс к тому была библиотека. Я поняла, кстати, отчего есть пошла моя любовь к Снарковской системе расстановки литературы. Она чисто библиотечная, из детства. Когда ты забирался в зал литературы, выдаваемой по абонементу, забредал в алфавитные полки - и нет тебя. Вынырнул через пару часов пыльный, со стопкой в руках. "Девочка, больше пяти книжек на руки не выдаем".
Вот так вот.
И разговаривать с родителями о том, чего я там начиталась тоже было не принято.
Потому и было чтение долгое время сугубо личным и интимным делом.
А говорить про книги я начала очень нерано и с людьми, существенно старше меня.
Такая вот история.

3 комментария:

anima комментирует...

Знакомый путь.
Критерии — это дело опыта, мне кажется. А сначала - «тысячи тонн словесной руды». «Рыться в книгах» - это любимое занятие не только К. Маркса))Находишь интересное, копаешь глубже. Так кристаллизуешь, выращиваешь свое, обрастаешь.
Советы? Вот парадокс — я их не помню. Да и позже не так уж много было. «Книжное обозрение», «Литературка», «В мире книг», «Юность» - вот, пожалуй, основные источники.
Мы тоже, кстати, совсем не обсуждали в детстве читаемое и прочитанное. У меня была подруга, мы с ней, как книгоманки, все свободное время проводили в библиотеке — помогали (нам даже формуляры доверяли заполнять). И бонус (хи-хи) — ради этого и старались - свободный доступ в книгохранилище (вот где разгуливались !).
Еще я списки для чтения себе составляла — что обязательно надо найти и прочитать (это выуживалось отовсюду).
А что больше всего повлияло, по-моему, — это вид домашних с книгой, особенно деда, он и в библиотеку всегда с собой водил.

обс комментирует...

А у меня таких источников-журналов не было. Видимо отсюда такая тяга к перечитыванию. Когда не приложиться умом, чего б такого почитать, тянет на что-нибудь проверенное. И вот ведь парадокс, откуда взялось мнение про меня как начитанного человека. Если взять в абсолютных величинах, получается что мало я прочитала наверное. Во всяком случае, часто натыкаюсь на ситуации, когда меня спрашивают по что-то, что всем известно, и вообще классика, а я про это ведать не ведаю.

anima комментирует...

Хм, в абсолютных величинах... В абсолютных мы все пигмеи, пожалуй)) У меня "белое пятно" - зарубежка и 90-е годы (что выходилои наше, и переводное). Заполняю этот вакуум, так что сама себя начитанной тоже не назову. Но ведь надо еще и правильно выбрать точку отсчета? Ох, тонка грань между самокритичностью и самоедством)))
Вот здесь - к теме разговора (о начитанности, относительности и пр.): http://www.aif.ru/contestappl/readmy