среда, 18 ноября 2009 г.

Про язык

написала название и подумала, а что я в сущности могу сказать про язык как орган, хи-хик.
Но я про языка как систему, понятное дело.
Бывают (у меня) такие выражения типа: Она категорическая красотка. Не имею в виду, что они блещут оригинальностью, вполне себе банальная конструкция, а сущность ее в том, что происходит увод половины текста, который подразумевался в этом высказывании, в подекст. Имелось же в виду сказать, что я категорически (категорическим тоном, с категоричной уверенностью) заявляю (утверждаю), что она красотка. Ну вот. А я питаю слабость к подобного рода сверткам, ну нравятся мне сами по себе эти механизмы дешифровки, видимо, подразумевания, и все такое. Здесь свернутая информация понятна из речевого опыта любого человека, знающего русский, ошибиться в понимании трудно. А бывают еще свертки контекстные, когда два человека раньше про это говорили, и знают о чем речь, а вот третий уже может не понять.

Это я к чему? Это я к тому, что кто-нибудь из сердобольных граждан скоро вызовет мне 03, решив, что я заговариваюсь. И как раз из-за этих вот самых контекстных недоговорок.

Тут намедне как-то понеслась я сломя голову в админ, одной машиной с начальством, и забыла протереть угвазданные нашим бесконечным ремонтом туфли. Попути пожалилась начальству на сей факт. Потом, уже в машине, заговорили о головных уборах чего-то. А мысль про туфли меня по-прежнему гложет. И вот в середине обсуждения шапок я вдруг спрашиваю водилу, нет ли у него в машине какой технической ветоши. Ну что вы думаете. Разговор-то о шапках, и о том, что они мне не идут, и носить я их не люблю. А тут ветошь. Это руководство понимает, что эти две вещи не связаны, она обе линии мысли слышала. А у водителя очень вытянулось лицо.
Ну ладно, другой пример.
Разговариваем мы опять же с руководством о смене номеров на кабинетах, вводится новая сплошная нумерация (в связи с ремонтом и перемещением людей с этажа на этаж) и старые номера надо отковырять с одних кабинетов, и прицепить на другие. Тут входит другой человек, и в связи с тем же самым процессом говорит что-то уже про телефонные номера. И в конце разговора, уж до кучи, я ему сообщаю, что старые номера надо отковырять. Ну вот как? Я-то понимаю, что тема одна (ремонтная), а номера разные. А человек-то нет, у человека глаза квадратные. Так я еще смотрю на начальство, вижу, что она над ситуацией ржет, тоже начинаю ржать, и добиваю пришедшего чудесным комментарием "ну вот, у меня опять ветошь техническая на голове", памятуя о предыдущем казусе.
Блин. Точно, сдадут меня в дурку :).

1 комментарий:

Nimeta комментирует...

Просто слова за мыслями не успевают ))) Это нормально ))